ПОДЕЛИТЬСЯ

«Если мы переживем 2015 год, то останемся надолго», — иронизируют участники рынка интернет-торговли, подчеркивая, что уходящий год был самым сложным за последние пять лет для украинского e-сommerce.

По данным Factum Group, лидером по посещаемости остается интернет-магазин Rozetka. Его сайт в ноябре посетили почти 7,4 млн интернет-пользователей или 37% всей онлайн-аудитории Украины. Наибольшую динамику прироста продемонстрировали citrus.ua, mobilluck.com.ua и foxtrot.com.ua. 

Топ-10 наиболее посещаемых украинских интернет-магазинов

1

Источник: Factum Group. *За данный период нет данных по техническим причинам.

Интернет-магазин f.ua (fotos.ua), ранее входивший в ТОП-10, не попал в рейтинг. Причина: ребрендинг, о котором не было официально объявлено исследователям.

Из прошлогодней десятки лидеров «выпали» bonprix.ua, посещаемость которого снизилась с 1,4 млн в ноябре 2014 до 671 тыс. в ноябре 2015-го, а также fotomag.com.ua, показавший падение с  834 тыс. до 311 тыс.

Средняя конверсия онлайн-магазинов, по оценочным данным, достигает 2%. Это значит, что двое из ста посетителей сайта совершают покупку. Судя по посещаемости крупнейших интернет-магазинов, можно предположить, что они получают от 16-ти до 140 тысяч заказов в месяц. Более точные данные зависят от целого ряда показателей: конверсии по категориям и подкатегориям товаров, источников трафика, количества просмотренных страниц сайта и т.п. К сожалению, ныне большинство интернет-магазинов опасаются «светить» эти данные, не говоря уже о финансовых показателях в абсолютных цифрах. Не исключено, что основная причина тому — угроза сомнительно обоснованных грядущих проверок интернет-компаний правоохранительными органами.

Согласно предоставленным нашему изданию данным LeBoutique, в 2015 году наиболее существенно «ударили» по количеству продаж и доходам интернет-магазинов снижение покупательской способности населения, а также оккупация Крыма и война на Донбассе. По оценке представителей компании, большинство онлайн-маркетов потеряли в продажах от 15 до 30%. Ранее в LeBoutique донецкий регион генерировал от 8 до 15% оборота, занимая второе место по объему продаж после Киева. Покупатели из Крыма делали от 6 до 12% продаж, а луганчане — еще порядка 4-7%.
2

*Вертикаль — число заказов, горизонталь — месяцы года.

3
При этом, судя по показанным в инфографике данным, благодаря миграции с востока Украины увеличилось количество заказов в других регионах.

В интернет-магазине Lamoda нам предоставили схожие показатели покупательской активности по регионам. Согласно им, по числу заказов лидируют жители Киевской, Одесской и Днепропетровской областей.
4
По предоставленным нам оценочным данным «Новой почты», обслуживающей около 94% (более шести тысяч) e-commerce компаний, в 2015 году наибольший рост числа отправлений продемонстрировали интернет-магазины одежды.

«На развитие рынка e-commerce больше всего повлияло желание людей делать покупки недорого и удобно – из дома или офиса. Исходя из статистики топ-20 клиентов «Новой Почты» в сегменте e-commerce, 52% из них в 2015 году – это интернет-магазины электроники, 29% — одежды, 10% — косметики и парфюмерии, — рассказывает Максим Рабинович, директор по развитию компании «Новая Почта». — Сейчас наибольшую динамику роста показывает сегмент одежды. Украинцам все больше хочется покупать одежду онлайн, ведь большинство магазинов предлагают опцию бесплатного возврата того, что не подошло. Это делает онлайн-покупки менее рискованными и, как следствие, привлекательными».

По данным Lamoda, наиболее активно росли интернет-продажи спортивной и детской одежды. Хотя доля этих подкатегорий пока остается невысокой.
5

* Сравниваемый период: 11.2014 к 11.2015

По словам опрошенных InternetUA участников рынка, количество заказов им удалось увеличить также за счет расширения категорий товаров и ассортимента в них. К примеру, в 2015 Rozetka открыла разделы по продаже косметики, парфюмерии и алкоголя. F.ua cтал продавать печатные книги и ювелирные изделия.

Многие маркеты начали более активно сотрудничать с украинскими производителями, продукция которых выиграет в «конкуренции цен» с импортными аналогами. По словам представителей LeBoutique, пока в Украине предлагается около 90% импортных товаров и только 10% украинских. При этом спрос на последние в два раза выше, чем на иностранные.
6
7
Однако главным драйвером роста гривневых доходов отечественных онлайн-маркетов было не увеличение числа покупок, а инфляция, полагают участники рынка.

В целом же, по прогнозу Euromonitor, в 2015 году оборот рынка вырастет на 13% — до 18,8 млрд грн. Такой же темп роста, по мнению аналитиков компании, сохранится до 2019 года.
8
Дмитрий Покотило, управляющий партнер F.ua «Тот самый магазин»:

— На динамику развития рынка больше всего повлияли нестабильная ситуация на востоке Украины и курс доллара. 

За последние 11 месяцев года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го у нас гривневый оборот увеличился примерно в 2 раза. Но рост связан с колебаниями курса доллара. В твердой валюте выручка от продаж мобильных телефонов, холодильников и т.д. упала. 

Число продаж у нас возросло примерно на 20%. Общий объем заказов удалось увеличить за счёт новых категорий. В этом году мы запустили печатные книги, ювелирные изделия. Считаем, что у этих категорий есть хорошая перспектива. Особо хотим отметить украинского издателя «Видавництво Старого Лева». Они печатают книги не хуже российских издателей, качество очень высокое, но стоимость в 5-10 дешевле. Самое большое пожелание украинским производителям для улучшения сотрудничества с онлайн-магазинами — автоматизация. Необходимо больше автоматизации во всех процессах: складской остаток, доставки, цены.

В свою очередь в 2016 году мы также намерены инвестировать в автоматизацию всех процессов,  программы лояльности, логистику, работу с возвратами.

Думаем, что 2016-й будет таким же переломным годом, как 2001-й после ситуации 1998-го, когда ощущался рост рынка. Надеемся, 2016 станет наконец-то годом развития и роста состояния украинцев, и как следствие увеличения покупательской способности.

Роман Онищенко, сооснователь шопинг-клуба LeBoutique:

— 2015 год был сложным. Основная причина – снижение количества свободных денег у украинцев. Обвал курса национальной валюты по отношению к доллару в три раза существенно ограничил возможности наших соотечественников покупать импортный товар. В этом году как минимум вдвое увеличился размер коммунальных платежей и стоимость продуктов питания. При этом размер средней зарплаты по Украине возрос незначительно.

Эти факторы напрямую сказались на покупательской активности украинцев. Уже в конце апреля — начале мая представители украинских интернет-магазинов в сегменте fashion начали заявлять, что украинцы стали больше экономить на одежде и обуви, особенно люди с доходами ниже средних. Многие из них урезали покупки одежды и обуви до необходимого минимума, сократив частоту покупок в два раза и направляя все свободные деньги на покупку продуктов питания и скромные развлечения.

Что делали интернет-магазины, чтобы не потерять обедневшего покупателя? Главной задачей было предложить покупателю качественную одежду и обувь по максимально низкой цене. Для этого мы стали заказывать производство товаров под собственными торговыми марками и налаживать более тесное сотрудничество с украинскими производителями.

В результате мы обеспечили рост оборота на уровне 15% к предыдущему году, а по количеству заказов вышли на докризисный уровень.

Сложности 2015 года также заставили ритейлеров начать реализовывать новые решения, которые смогут гарантировать развитие проектов в 2016 году. Мы предприняли целый ряд шагов. Несколько примеров. Усилили мобильное направление (по результатам ноября, доходы от него составили 26%). Разработали программу лояльности. 78% доходов LeBoutique получает от наших постоянных клиентов. Поэтому запуск программы лояльности – логичный шаг для нас. 

Запустили бесплатную доставку и возврат товара. Надеемся, что это позволит минимизировать риски покупателей в онлайн-шопинге. К основным из них относятся опасения, что  размер не подойдет, товар будет ненадлежащего качества, после оплаты не получат заказанный товар, магазин не согласится на возврат и т.п. Не опасаемся ли, что украинские покупатели последуют примеру западных, которые возвращают до 50% заказов? Не исключено, что число возвратов возрастет. Но мы готовы на это пойти, чтобы увеличить конверсию с регистрации в покупку, повысить лояльность. В Украине все еще низкая лояльность к покупкам в интернете, особенно при приобретении одежды. Мы должны переломить эти барьеры.

Сокращаем сроки доставки. Есть правило: чем больше времени проходит от момента заказа до момента доставки, тем больше вероятность отказа. Ускоренная до 24 часов доставка позволяет уменьшить отказы минимум на 20-30%.

Инвестировали в автоматизацию процесса подготовки и заливки контента, взаимодействие с логистическими службами, обработку возвратов, перечисление денег за возвраты и тому подобную рутину. Автоматизация процессов, во-первых, позволяет частично решить проблемные моменты в обслуживании клиентов, а во-вторых, оптимизировать штат.

Уделяем внимание персонализации. У нас уже собран огромный массив данных о посетителях сайта, их действиях, покупках. База очень большая: около 4 млн посетителей. Но конверсия в покупателей не такая высокая, как хотелось бы.  Поэтому учимся предугадывать, какой именно товар может заинтересовать посетителя. В этом видим большой потенциал.

У нас большие планы на 2016 год. Думаю, в несколько раз увеличим маркетинговые бюджеты, займем более агрессивную политику по увеличению нашей доли рынка.

Компания Lamoda.ua:

Чтобы сохранить потребителей украинские интернет-магазины усиливают конкурентные преимущества, увеличивая ассортимент, предлагая более выгодные условия по доставке, цене и улучшая сервис.

В 2015 году украинцы стали платить за единицу товара в среднем на 20% больше в зависимости от категории товара.

Наблюдается увеличение количества товаров в заказе, что в свою очередь привело к увеличению общей стоимости заказа. Тенденция связана с ростом доверия к интернет-шопингу в Украине. Получив первый положительный опыт заказа одежды или обуви в интернете, клиент оценивает преимущества, и делает повторные заказы более уверенно, покупая сразу несколько вещей для их комбинации. При этом не малую роль играет получение скидки при большем заказе. У нас количество товаров в корзине увеличилось на 12%. Также на рост этого показателя повлиял уход с рынка многих оффлайн-ритейлеров (River Island, New Look, Esprit, Steve Madden) и одновременное расширение ассортимента этих марок на Lamoda.ua. Ушедшие  с рынка бренды остаются доступны онлайн.

Средний чек у нас возрос на 35%.Основные причины: увеличение доверия населения к шопингу в интернете, рост средней стоимости товара и числа товаров в корзине, отсутствие возможности купить то же самое в оффлайне (товар либо дороже, либо нет ассортимента).

Количество заказов на Lamoda.ua за 11 месяцев года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го увеличилось в два раза.

В следующем году планируем сохранить темпы роста, далее укреплять доверие аудитории к интернет-шопингу, развивать лояльность к бренду. Также хотим еще больше расширить ассортимент, чтобы предоставить выбор для максимально широкой аудитории в интернете.

Видимо, в 2016 году конкуренция на рынке еще больше обострится. Только за последние несколько месяцев на него вышли новые игроки с немалым финансовым запасом прочности. Рискнул побороться за место на украинском рынке крупный польский онлайн-ритейлер Answear. Пока компания вкладывает огромные бюджеты в ТВ-рекламу.

Мобильный оператор «Киевстар» в партнерстве с компанией «Протория» (входит в MTI) запустил онлайн-маркет мобильных гаджетов. На вопрос почему, представители оператора отшучиваются, мол, им не дают покоя лавры крупных интернет-магазинов. «Мобильная революция уже произошла, абоненты «Киевстара» давно привыкли покупать онлайн и многие считают необходимость ходить по магазинам анахронизмом. Будущее — именно за онлайн-магазинами. Так что мы знаем, что делаем. Наши конкуренты скоро бросятся нас догонять и сделают такие же магазины. И это хорошо: чем больше конкуренция – тем лучше потребителю«, — написал на своей странице в ФБ президент «Киевстара» Петр Чернышов.

Еще один заинтересовавшийся e-commerce непрофильный игрок — «ПриватБанк». У финучреждения еще большие амбиции: стать маркетплейсом. Недавно интернет-банк «Приват24»  запустил так называемый виртуальный торговый центр, «площади» которого могут арендовать интернет-магазины. «Где находится лучшее место для встречи торговца и покупателя? Правильно, в банке, – поясняет идею заместитель Председателя Правления «ПриватБанка» Александр Витязь. – Банк – это место, которому доверяют, в нем хранят деньги, поэтому мы и открыли доступ в «Приват24» торговцам. Такое сотрудничество имеет много плюсов для всех участников: клиент может быстро купить, оплатить частями или по скидке, гарантированно получить товар. Мерчант получает доступ к платежеспособной аудитории и деньги на счет».

Хочется надеяться, что оптимистические прогнозы спикеров сбудутся вопреки всем «подаркам», которые готовит украинское правительство бизнесу в новом году.