Украинская ассоциация директ маркетинга (УАДМ) в сотрудничестве с Ukraine Digital News (UADN) и в партнерстве с венчурным фондом AVentures Capital провели очередное исследование рынка электронной коммерции по результатам 2014 года. Результаты оказались не слишком радостными. По сравнению с 2013 годом рынок вырос на 19% в гривне, но в долларах упал на 20%. Фактически в денежном выражении он вернулся на уровень 2012 года, отмечают аналитики УАДМ, по прогнозам которых в 2015 году падение может достигнуть отметки 45%, сообщает AIN. На каких категориях товаров держится украинских e-commerce и когда ожидать стабилизации на рынке, читайте ниже.

Схлопывание электронной коммерции

По оценке УАДМ, общий объем рынка e-commerce по итогам 2014 года составил $1,6 млрд (только B2C-продажи) при расчете по среднегодовому курсу НБУ 11,87 грн за $1.
01
02

Электроника и бытовая техника

Сегмент «Электроника и бытовая техника» продолжает удерживать лидерство с точки зрения наиболее продаваемых товаров в интернете. По оценке УАДМ, объем сегмента по итогам 2014 года составил $750 млн. Его падение в 2014 году относительно 2013 года в долларах составляет 25%, при этом рост в гривне – 11,3%. Если учитывать электронику и бытовую технику, которая реализуется продавцами через маркетплейсы Prom.ua и All.biz, объем сегмента составил $760 млн.

В список лидеров сегмента по итогам 2014 года вошел интернет-магазин Repka, который ранее не был представлен в рейтинге. В сумме 13 лидеров составляют 89,2% от общего объема сегмента.
03
Примечательно, что конверсия из посещений в покупки снизилась в 2014 году относительно 2013 года в среднем на 30% по сегменту. Средний чек по данной категории товаров вырос в среднем на 80% в гривне (вероятно, это объясняется общим подорожанием товаров).

Одежда, обувь, аксессуары

Еще один наиболее развитый сегмент в online – Fashion (одежда и обувь). По оценке УАДМ, объем сегмента по итогам 2014 года составил $131 млн. Падение сегмента в 2014 году относительно 2013 года в долларах составляет 13%, при этом рост в гривне – 9,6%. С учетом продаж одежды и обуви, которая реализуется продавцами через маркетплейсы Prom.ua и All.biz, объем сегмента составил $168,8 млн.

В список лидеров сегмента по итогам 2014 года вошли интернет-магазины, которые не были представлены в рейтинге за 2013 год, а именно Lamoda и Stilago (в 2015 году Stilago прекратил работу в Украине). Показатели по Shopnow и Shopart в этом году представлены отдельно.
04
В сумме лидеры составляют 90,3% от общего объема сегмента.

По оценке экспертов рынка, средний чек в данной категории товаров в 2014 году относительно 2013 года вырос в среднем на 19,6% в гривне.

Прочие категории

По-прежнему перспективным для продаж в интернете остаются сегменты «Товары для детей» (в гривне сегмент значительно вырос, в долларе – остался на уровне 2013 года), «Товары для авто» и «Парфюмерия и косметика» (сегменты выросли и в долларе, и в гривне относительно 2013 года). Также все большую популярность приобретают продажи строительных материалов через интернет. Большая часть товаров реализуется продавцами через маркетплейс Prom.ua. Активно растут продажи также в интернет-магазине «Новой линии».

Тенденции и прогнозы

Основной тенденцией 2014 года, по оценкам аналитиков, стал переход потребителей от покупки дорогих брендов к более дешевым. По прогнозам данный тренд сохраниться до тех пор, пока в Украине не начнется экономический рост и доход населения не будет расти пропорционально ценам на товары.

Представители рынка не берутся давать какие-либо прогнозы по развитию рынка e-commerce на 2015-2016 годы. Но, если оценить темпы развития основных сегментов за последние годы и учесть экономическую ситуацию, сложившуюся в стране, то позитива не прибавляется. «Мы предполагаем, что при сохранившемся темпе роста среднего чека и количества заказов в основных категориях товаров, рынок электронной коммерции в 2015 году упадет примерно на 45% в долларах относительно прошедшего года, и вырастет в гривне примерно на 25%. При условии стабилизации ситуации, мы ожидаем, что на уровень 2013 года рынок выйдет в середине 2018 года», — сообщил президент УАДМ Валентин Калашник. Он также акцентировал, что e-commerce является одной из наиболее перспективных для развития отраслей, и многие категории товаров в онлайне растут даже в условиях падения самого рынка.
05
В какие сегменты e-commerce лучше инвестировать в сложившихся условиях и за счет чего растет рынок в кризи — мнение президента УАДМ Валентина Калашника:
валентин калашник
«Едва ли инвестиционные решения будут приниматься только на информации о состоянии сегмента рынка e-commerce. Тем более, что «рынка e-commerce» де-факто не существует. Рынок — это потребители определенного товара: электроники, одежды, косметики, строительных материалов, детских товаров, и т.д. Для каждой товарной категории существует свой уникальный набор факторов развития, в том числе факторов развития в интернет. Определение инвестиционной привлекательности сегмента в e-commerce невозможно без оценки привлекательности того или иного товарного рынка.

В нашем случае мы можем судить только о динамике продаж относительно других e-commerce-сегментов, о месте e-commerce в соответствующей товарной категории, сравнивать с развитием товарной категории в e-commerce в других странах.

Украина всегда была страной «потенциала и возможностей». В том смысле что потенциал есть, но он, по большей части, никак не реализовывался. У нас есть запас для роста практически во всех сегментах. Больше возможностей роста в сегментах, которые находятся на старте развития, таких как стройматериалы, спорт и детские товары. Сложнее расти в высоко конкурентных сегментах — электроника, авиабилеты. При этом сложная политико-экономическая ситуация в стране на различных сегментах сказывается по-разному – какие-то сегменты падают в гривне, а какие-то даже растут в долларе. Почитайте исследование, там много интересного.

Объемы e-commerce в среднесрочной перспективе будут расти во всех сегментах, в том числе в развитых, высоко конкурентных. При этом рост будет обусловлен как внешними факторами (стабилизация экономики, развитие 3G и логистики) та и внутренними – во всех лидирующих компаниях идет постоянная модернизация процессов, доуточнение бизнес-модели.

Отдельным фактором стоит отметить внедрение в e-commerce РРО (регистраторов расчетных операций). Помимо повышения себестоимости операций, эта юридически несовершенная инициатива государства может привести в отдельных сегментах к перераспределению рынка, и консолидации операторов рынка. УАДМ, совместно с рядом ведущих операторов и отраслевых объединений, работают над усовершенствованием юридической базы внедрения РРО.

Е-commerce уже давно из занятия для гиков превратился в сложную инфраструктурную индустрию, стабильность развития которой прямо зависит от наличия системного диалога с государством и обществом. Настало время объединяться, это понимают все – и торгующие компании, и логисты, и другие участники рынка. Способность объединять усилия в решении отраслевых проблем может стать новым фактором роста индустрии e-commerce».

2 КОММЕНТАРИИ

  1. […] развития рынка электронной коммерции в Украине: «Кризисный» рейтинг украинских интернет-магазинов по …. Полное исследование смотрите по ссылке, а я хотела бы […]

  2. […] развития рынка электронной коммерции в Украине: «Кризисный» рейтинг украинских интернет-магазинов по …. Полное исследование смотрите по ссылке, а я хотела бы […]

Добавить комментарий