ПОДЕЛИТЬСЯ

За последний год количество интернет-сервисов коллективных скидок в Украине сократилось в разы. Если летом 2013 г. эксперты говорили о 40 компаниях, работающих на этом рынке, то сейчас называют менее 10. Отсеялись как многочисленные мелкие игроки, так и некоторые довольно крупные. Например, из Украины ушел российский сервис Biglion. Кроме того, объединились крупнейшие Pokupon и SuperDeal.

Дурная слава

«Еще два-три года назад потребители и партнеры с трудом видели разницу между сайтами коллективных покупок, количество которых росло как грибы после дождя», — вспоминает руководитель российского проекта «КупиКупон» в Украине Акмаль Рахимов.

По оценкам руководителя украинского представительства международной компании Groupon Михаила Дейнеги, на пике популярности скидочных сайтов в Украине их было около 50. Некоторые из них просто копировали акции друг друга, предлагали некачественные товары и услуги, тем самым портили имидж всему направлению коллективных скидок, добавляет он.

Поставщики услуг и сейчас иногда грешат пренебрежительным отношением к клиенту, который пришел к ним со скидкой.

«Нам, как мне кажется, удалось решить эту проблему и воспитать надлежащее отношение к своим пользователям», — добавляет собеседник.

Имидж скидочных сервисов действительно оставляет желать лучшего, соглашается основатель скидочного сервиса Luckyprice Влад Лишафай. И добавляет: большинство из них берет комиссию 30‑50 % за свои услуги, а при такой марже невозможно ставить на полку качественные товары. «Поэтому обычно таким образом продается либо китайский ширпотреб, либо услуги», — заметил он.

Свежая кровь

Проект Лишафая Luckyprice запускается только сегодня и собирается работать с более низкой комиссией (от 1%). Скидки будут продаваться как через сам сайт, так и через интернет-ресурсы компаний-партнеров (производителей и поставщиков), которые установят у себя соответствующую кнопку. Размер скидки будет меняться при каждом клике на цену.

Помимо собственно привлечения клиентов, Luckyprice собирается готовить для партнеров статистику, какие товары просматривали пользователи и кто собственно эта аудитория. Большинство других скидочных сервисов, по словам Лишафая, вообще не дает партнерам доступа к клиентам, чтобы не потерять их.

Интересные стартапы на рынке иногда появляются, но вряд ли они уже смогут догнать гигантов, считает PR-менеджер сервисов Pokupon и SuperDeal Екатерина Тригуб. «Конечно, свою долю рынка они займут, дадут толчок к развитию и несколько идей лидерам, но не более», — предполагает она.

Скидка на миллион

Скидочные интернет-сервисы по‑преж­нему остаются привлекательным бизнесом. Несмотря на уменьшение количества игроков, объем рынка не снизился. По оценкам Рахимова, рынок онлайн-сервисов коллективных покупок в Украине сейчас достигает $ 15‑18 млн в год и наблюдается устойчивая тенденция к росту. Похожие данные называет и Дейнега: ежемесячный оборот скидочных сервисов в Украине в последнее время находится на уровне 10‑12 млн грн.
005
В месяц украинцы совершают приблизительно 150‑200 тыс. покупок, уточнила Тригуб. По ее оценкам, в среднем количество покупок ежемесячно растет на 10‑20 %, а то и более, в зависимости от маркетинговых активностей. Летом наблюдается небольшой спад продаж, но он компенсируется высоким чеком на туристическую отрасль. На предпочтениях отдыхающих сказалась аннексия Крыма и падение курса гривни: украинцы отказываются от дорогих поездок в Европу и чаще отправляются в Карпаты. С учетом этой тенденции скидочным сервисам пришлось подкорректировать свои предложения.

Вторая волна

В нынешнем году рынок скидочных сервисов может вырасти за счет привлечения большего количества людей, желающих сэкономить.

По категориям акций он сейчас охвачен не более чем на 70 %, а по аудитории — менее чем на 50 %. Поэтому есть потенциал к расширению в два раза уже в 2014 г., считает Дейнега.

Руководство Pokupon и SuperDeal предполагает: если политическая и экономическая ситуация в стране не улучшится, рынок скидочных сервисов просядет намного меньше, нежели другие сферы бизнеса, а то и немного подрастет. «В любом случае, ожидаем абсолютно нового и интересного пользователя, который придет к нам в этом году. Его покупки будут обусловлены больше потребностью, а не интересом», — резюмирует Тригуб.