ПОДЕЛИТЬСЯ

Несмотря на слабое проникновение интернета (42-51% против 80-90% в США и Европе), низкий уровень доходов населения и вмешательство регулирующих органов в работу интернет-магазинов, рынок e-commerce в Украине растет так же быстро, как и в прошлом году. По итогам 2013-го рост электронной коммерции в стране составит 49%, оборот рынка достигнет $2,2-2,4 млрд, пишет “Инвестгазета”.
reklama
Это очень неплохой результат. Но если бы не сдерживающие факторы, объем рынка мог бы быть в два раза больше.

Результат забега

По данным исследования компании «Ашманов и партнеры Украина», при общей численности населения в 45,5 млн. человек только 19,3 млн. украинцев пользуются интернетом и всего лишь 2,1 млн. совершают покупки онлайн. При этом, по последним данным comScore и Forrester, объем украинского рынка е-commerce составляет $1,6 млрд. «Мы прогнозируем, что к концу года оборот этого рынка достигнет $2,2-2,4 млрд. Конечно, если не возникнут форс-мажорные обстоятельства», — говорит Александр Федотов, руководитель отдела комплексных проектов «Ашманов и партнеры Украина».

kypi-proday-table11-1
kypi-proday-table12-1

Рост электронной коммерции подтверждает и Николай Палиенко, директор всеукраинского торгового интернет-центра Prom.ua. По его словам, общее количество заказов товаров и услуг на Prom.ua по итогам трех кварталов 2013 года увеличилось на 205%, или более чем втрое по сравнению с таким же периодом прошлого года. «Украинцы все больше и больше привыкают покупать через интернет», — утверждает он. По данным «GFK Украина», наши соотечественники чаще всего покупают бытовую технику и электронику, одежду, аксессуары и подарки, косметику, билеты и детские товары. В Prom.ua констатируют, что число покупок в трех наиболее популярных категориях их портала с января по сентябрь этого года намного превысило среднерыночный рост: «одежда, обувь аксессуары» — на 457%, «строительство» — на 602%, «авто-, мото- и велотехника» — на 314%.

Вектор развития

kypi-proday-table2-278x300

Рост рынка e-commerceИгроки рынка электронной коммерции называют сразу несколько тенденций уходящего года: выход на рынок офлайн-ритейла (о намерении завоевать онлайн-сегмент заявили сразу три крупных сетевых магазина — Comfy, «Алло» и «Фокстрот»), значительный рост сегментов фэшн- и детских товаров (по данным Allegro Group Ukraine — почти на 200%) и увеличение количества мелких и средних интернет-магазинов. Все это происходит наряду с ростом мультиканальных продаж. Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital, утверждает, что офлайновые ритейлеры повально идут в онлайн, а онлайновые — увеличивают офлайн-присутствие.

В мире покупки все чаще совершаются посредством мобильных приложений, через планшенты и смартфоны. «В Европе более 30% покупок совершаются так, но в нашей стране это направление только начинает развиваться», — говорит Юлия Марищук, генеральный директор Allegro Group Ukraine. Впрочем, украинцы вообще крайне редко платят иначе, нежели наличными. Несмотря на появление все большего числа систем, упрощающих транзакции через интернет, основным способом оплаты покупок в нашей стране остается расчет «из рук в руки» при получении товара — им пользуются 90% покупателей.

Зато заметно растет ассортимент покупок — становятся популярными и востребованными категории, которые раньше вообще не продавались через интернет. «Если раньше в интернете приобретали преимущественно бытовую технику и мобильные телефоны, то в прошлом и нынешнем годах мы увидели стремительный рост покупок на Prom.ua в таких категориях, как одежда и обувь, товары для детей, мебель и фурнитура, строительство, авто-, мото- велотехника, а также подарки и сувениры», — говорит Николай Палиенко.

Средний чек сильно варьируется в зависимости от категорий. Если в сегменте электроники он, по подсчетам «Ашманов и партнеры Украина», достигает около $250, то для одежды этот показатель составляет всего около $60. В целом, по оценкам Allegro Group Ukraine, средняя сумма покупки составляет около $150. Основной вклад в этот показатель — за крупными городами, в областях средний чек значительно меньше. Так, по данным Николая Палиенко из Prom.ua, в Харьковской области он составляет $85, в Киевской — $84, Одесской — $70, Донецкой — $66, Днепропетровской — $65.

В ближайшие годы и средний чек (за счет роста числа товаров, покупаемых в сети), и оборот рынка в целом (за счет роста числа покупателей) будут расти. «Данные исследований показывают, что около 80% интернет-пользователей, не имеющих в настоящий момент опыта совершения онлайн-покупок, в ближайшем будущем рассматривают возможность покупок через интернет», — отмечает генеральный директор Allegro Group Ukraine.

Владельцы пирога

kypi-proday-table3-170x300

Рост рынка e-commerceВоспользоваться таким «лакомым» рынком готовы многие. Основное препятствие — отсутствие денег и опыта. По словам игроков, в современных реалиях, чтобы побороться за место в пятерке крупнейших, нужно быть компанией с международным опытом и большими финансовыми возможностями. «Порог входа зависит от конкретных целей, и если они действительно амбициозны, то его планка достаточно высока. Так, в первый год на развитие проекта следует потратить около $500 тыс.», — утверждает Юлия Марищук. Евгений Сысоев называет еще большие суммы — в «десятки миллионов долларов».

Сейчас в топ-5 украинских e-com­merce входят крупнейшие интернет-магазины и торговые центры онлайн. Но поскольку точных данных об их обороте нет, разные источники называют разные компании. Сходятся только в одном: лидер — Rozetka.ua. Кроме этой компании, на роль крупнейших игроков рынка претендуют также modnaKasta, LeBoutique, Slando, Prom.ua, Aukro, Sokol, FotoMag.com.ua, Allo и некоторые другие.

«Рынок высококонсолидирован — в большинстве сегментов топ-5 игроков контролируют 60-90% e-commerce», — считает Евгений Сысоев.

В интернет-торговле наименьшую конкуренцию испытывают малые и средние интернет-магазины, торгующие нишевыми товарами и услугами и работающие с высокой маржинальностью. Остальным приходится воевать за место под солнцем. «Через три-пять лет мы увидим первые сделки по слиянию и поглощению как среди интернет-магазинов, так и между сервисами. Они будут символизировать о переходе рынка в стадию зрелости и насыщения», — прогнозирует Николай Палиенко.

Радужные перспективы

Пока же рынок будет продолжать расти и развиваться в основном за счет существующих лидеров. Нестабильный инвестиционный климат по-прежнему не сильно привлекает мировых игроков и инвесторов. «Для того чтобы ускорить процесс, необходимо инвестировать в новые мобильные технологии, позволяющие существенно увеличить скорость передачи данных, а также создать систему поощрения, а не прессинга онлайн-бизнеса», — уверен Виктор Богданов, менеджер по коммуникациям IT-компании Intersog.

Крупные интернет-магазины будут продолжать развиваться в основном за счет улучшения сервиса — конкуренция между ними развернется в сфере высокого качества обслуживания покупателей. Кроме того, будут развиваться мобильные приложения конкретных магазинов и мобильная интернет-торговля — все больше и больше покупок будут совершаться при помощи мобильных устройств.

По мнению Евгения Сысоева, факторами, которые положительно повлияют на развитие рынка, станут дальнейшее проникновение интернета, 3G-связи, увеличение количества смартфонов, а также рост покупательной способности и предложения. Тут, кстати, возможны сюрпризы. Сысоев приводит в пример modnaKasta и LeBoutique, которые смогли сделать то, что долгое время считалось невозможным: наладить успешную торговлю одеждой в интернете. Кстати, сейчас, по подсчетам AVentures Capital, проникновение электронной торговли (отношение всей розничной торговли к e-commerce) в Украине составляет около 1,8-2%. Это сравнимо с соседней Россией, но в четыре-пять раз меньше, чем в развитых странах. Соответственно, в течение ближайших пяти лет в AVentures Capital ожидают роста этого показателя до уровня 4,5-5%, а оборота рынка e-commerce — до $10 млрд.

Несмотря на более чем радужные прогнозы, все участники рынка делают их с оговоркой: если не появятся отягчающие факторы. Под ними в первую очередь подразумеваются действия властей. До тех пор, пока нет эффективных методов коммуникации между бизнесом и властью, давать прогнозы, по мнению большинства игроков, достаточно сложно даже на год.