ПОДЕЛИТЬСЯ
Вчера в креативном пространстве Freud House адвокат, партнер практики правовой безопасности бизнеса АО «Юскутум» Денис Овчаров рассказал начинающим предпринимателям о том, какие риски могут поджидать основателей интернет-магазинов в Украине, а также дал несколько советов, как действовать в случаях, когда к вам в офис пришли «маски-шоу», сообщает AIN.
untitled

«Людям кажется, что интернет-магазин — это легкие деньги. Раньше так и было и, возможно, так оно и будет дальше. Но чем больше развивается ваш бизнес, тем больше будет появляться рисков, — акцентировал Овчаров. — Как правило, проблемы в бизнесе случаются спустя 3-4 года с момента открытия интернет-магазина. Первое время вы никому не нужны: пока ваш бизнес только набирает обороты, к вам будут присматриваться. А потом, когда вы «нарастили жирок», будут смотреть, насколько вы эффективны, чтобы выполнить “бюджетный план”.

Сегодня, чтобы стать частным предпринимателем достаточно иметь паспорт и идентификационный код. Вы идете в органы государственной регистрации, платите 34 грн и получаете свидетельство о том, что вы теперь ФЛП, автоматически становитесь на учет в Пенсионный фонд, в Налоговой, потом подаете заявление об избрании системы налогообложения — и работайте себе по месту регистрации. Но в нашей стране человек, который хочет заняться бизнесом, должен понимать, готов ли он терпеть эту боль. Потому что в Украине бизнес — это боль.

Как интернет магазину в Украине защитить себя от рисков?

Проблема в бизнесе на сегодняшний день в том, что многие думают, что у них все хорошо. Когда бизнесмен в этом уверен, то на самом деле процентов 90, что все плохо. В нашей стране такой уверенности быть не может. Мы думаем: «У меня достаточно денег, чтобы закрыть все дыры и порешать любые вопросы». Появляется внутреннее спокойствие. Однако, какой бы бизнес ни был — крупный, средний, малый — денег всегда не хватает. Если вы закрыли вопрос с одной инстанцией, придут из другой. Всегда нужно строить правовую позицию — где гарантия, что не возникнут те же самые проблемы через какое-то время?

Многие думают, что регистрировать торговую марку, а в случае с интернет-магазинами, уникальное доменное имя, не обязательно. Зачем заключать договора с разработчиками? Где гарантия, что это необходимо и окупится со временем? Но если ваш бизнес выстрелит, и вы не будете застрахованы по этим моментам, вы можете все потерять.

В Украине сложно так просто взять, и начать делать полностью белый бизнес

Как интернет магазину в Украине защитить себя от рисков? Многие думают, что когда приходит время набирать команду, нужно все делать правильно. Однако, когда ты все делаешь правильно, это съедает большой ресурс. Все надо делать постепенно, но при этом понимать, что будет дальше. Если вы набираете в стартап, в котором еще нет прибыли, команду из трех человек — один менеджер по продажам, один разработчик, один бухгалтер — это не означает, что надо сразу бежать регистрировать трудовые договора. Регистрировать их нужно только тогда, когда бизнес уже работает. Если вы думаете, что ваш пока неработающий бизнес с уникальной идеей кто-то отберет — это маловероятно. Ценность — не в идее, а в ее реализации.

Но если со временем вы не попытаетесь «отбелить» свою черную составляющую, то у вас возникнут те проблемы, которые сегодня возникают в компаниях среднего бизнеса. Все хотят сначала заработать, а потом экономить. Но бизнес требует постоянных вложений: в безопасность, юридическое сопровождение, в контрагентов, сотрудников, договора и т.д. Это процесс накапливаемый.

Конечно, можно изначально сделать бизнес, который будет полностью белый. Но исторически таким бизнесам намного сложнее. Потому что когда у тебя все по белому, то себестоимость продукции очень высока и неконкурентоспособна. В итоге ваши конкуренты, у которых все серо-черное, переплюнут вас по цене. И это нормально.

Когда ваша ежемесячная прибыль будет составлять около $1 тыс. нужно задуматься о регистрации. Когда вы зарабатываете уже $1,5-2 тыс. в месяц — пора выбирать оптимальную систему налогообложения. Конечно, если вы работаете с «наличкой» на общей системе налогообложения, не показывая ни доходов, ни расходов — это не означает, что к вам придут. Скорее всего, в ближайшие 2-3 года не придут, пока вы не попадете в Forbes или другое авторитетное издание или не влезете в какой либо бизнес-конфликт.

На человеческий фактор приходится огромная доля рисков

Что выбрать, трудовые или гражданско-правовые отношения? В случае с трудовыми отношениями вы платите сотрудникам за восьмичасовой рабочий день, а с гражданско-правовыми — за результат. И все больше предпринимателей выбирают второе. Потому что наш КзОТ предусматривает только такие меры взыскания, как выговор и увольнение. Максимально — лишение премии. А в гражданско-правовых отношениях можно делать все, что угодно в рамках гражданского законодательства. И если сотрудник пойдет в налоговую и пожалуется на то, что вы платили ему зарплату в конверте, вы скажете: «Какие конверты? У нас гражданско-правовой договор».

И если сотрудник пойдет в налоговую и пожалуется на то, что вы платили ему зарплату в конверте, вы скажете: «Какие конверты? У нас гражданско-правовой договор.»

Как правило, когда вы нехорошо расстаетесь с сотрудниками, они могут пойти на вас пожаловаться. Это еще одна тенденция украинского бизнеса. И большая часть проблем в бизнесе — проверки, рейдерские захваты, слияния-поглощения — связаны как раз с человеческим фактором. А в Украине с нашим менталитетом очень много таких «обиженных».

Огромное количество проблем связано со сливанием информации в отношении директора, бухгалтера компании или раскрытием конфиденциальной информации контрагентам — все это, снова-таки, связано с персоналом. Во время обыска или серьезных следственных действий первыми претендентами на допрос являются менеджеры по продажам, секретарь и уборщица. Уборщица и офис-менеджер знают все новости, происходящие в офисе, а менеджер по продажам – «схемы» и контрагентов. Поэтому это одна из категорий сотрудников, которых нужно любить. Если между вами есть какие-то моменты, их лучше сгладить. Ведь если акт налоговой проверки еще можно оспорить, то те показания, которые дал в свое время сотрудник, очень сложно изменить.

Охраняйте информацию. Это можно делать по-разному: психологически пугать сотрудников, заключать с ними юридические договора, строить тимбилдинг, команду, дружбу.

Кто виноват и что делать?

Что делать, если пришли и требуют документы? Есть два способа предоставления документов — добровольно и по решению следственного судьи. Если вы отказываетесь добровольно по запросу следователя предоставить документы, то остается решение следственного судьи. Если вы и его игнорируете, возможен обыск. Но запомните, оригиналы документов по-возможности лучше не предоставлять. Сегодня в Украине нет «работающей» статьи за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний — вы можете говорить что угодно, главное, чтобы ваша легенда была «нормальная», в рамках вашего бизнеса и чтобы это было понятно простому человеку. Потому что в органах «сложные» люди не работают — там чем проще, тем лучше.

Имейте в виду, если у вас есть что ценного взять — начиная от денег и заканчивая продуктами в холодильнике — их возьмут. Поэтому единственный способ, чтобы не взяли — не хранить ничего ценного ни в офисе, ни дома, потому что именно туда при обысках и приходят. И чем меньше вы будете давать поводов зайти к вам с проверкой, тем ваш бизнес будет спокойнее. Деньги любят тишину.

А напоследок хотелось бы выделить три ключевых момента защиты от рисков в бизнесе интернет-магазинов:

  • Ограничьте доступ к конфиденциальной информации компании.
  • Храните информацию на удаленных серверах.
  • Проводите регулярный аудит своего бизнеса.