ПОДЕЛИТЬСЯ
Оффлайновыми исследованиями украинской интернет-аудитории занимаются несколько крупных фирм. Мы решили узнать, как украинскую интернет-аудиторию исследуют в компании TNS. На наши вопросы ответила заместитель управляющего директора компании Анна Добривечер.
anna dobryjvečir

— Кто входит в выборочную совокупность, какой объем выборки?

— Установочное исследование состоит из двух частей: проведение отдельного всеукраинского опроса (включая села), населения в возрасте от 12 до 75 лет и более углубленное изучение в рамках проекта ММИ (города 50000+, население в возрасте от 12 до 65 лет). Такой подход позволяет не только собрать всю необходимую информацию о структуре пользования Интернетом (а это более 50 изучаемых параметров), но и по коммерчески востребованной выборке (города 50000+) получить дополнительные данные, которые очень востребованны: кросс медиа потребление, потребление товарных групп и услуг, психографика, стиль жизни и т.п. В 2013 году мы планируем провести более 30000 интервью.

— По каким критериям вы относите человека к пользователям, активным пользователям (если предусматриваете такую категорию), не пользователям?

— Мы к пользователям Интернета относим респондентов, которые ответили, что за последние 6 месяцев лично пользовались Интернетом, не важно в каком месте и с какого устройства. По активным пользователям мы сейчас меняем определение, так что лучше подождать получения данных новой волны установочного исследования

— Как вы оцениваете размер украинской интернет-аудитории, её демографический состав и географию? Как меняется аудитория со временем?

— На сегодняшний день около половины совершеннолетнего населения являются пользователями Интернет. Каждую новую волну исследования мы фиксируем увеличение количества времени, которые пользователи проводят в Интернете, постепенное увеличение старшей возрастной группы.

— Насколько аудитория активна, сколько времени украинцы проводят в интернете, с какими целями пользуются интернетом?

— Приведу несколько цифр по городам 50000+, 2012 год по сравнению с докризисным 2007: еженедельный охват Интернет увеличился на 35%, средний пользователь Интернет (охват интернет за среднюю неделю) стал тратить на Интернет на 4 часа в неделю больше (12,6 часа), средний возраст Интернет-пользователя — 32 года (увеличился на 3 года по сравнению с 2007 годом).

— Есть ли у украинской интернет-аудитории какие-то отличительные особенности по сравнению с общемировой картиной и странами-соседями?

— Прежде всего, нужно понять, насколько привлекателен Интернет как канал в Украине. Например, Норвегия — лидер по интернет проникновению, но его использование в этой стране достаточно утилитарное. В Южной Корее граждане буквально живут в Интернете. Украина и Россия посредине — но в какую сторону мы двинемся дальше, пока непонятно.

image002

— Можно ли сгруппировать аудиторию по поведенческим признакам?

— Мы ввели 6 типов поведения человека в интернете:

1. Влиятельные. Интернет — неотъемлемая часть их жизни. Они онлайн всегда и везде. Активно используют мобильный интернет, социальные сети, ведут блоги, совершают покупки онлайн. Хотят, чтобы как можно больше пользователей услышали их в интернете.

2. Коммуникаторы. Любят выражать свое мнение, ведут переписки, дискуссии. Используют интернет как на компьютере, так и со смартфона.

3. Искатели знаний. Используют интернет для самообразования, социальные сети их мало интересуют. Они ищут информацию о новинках, особенно для принятия решений об онлайн-покупках, ищут единомышленников.

4. Сетевики. Используют интернет для поддержания связей, отношений. Социальные сети воспринимают, как средство связи с людьми, на общение с которыми не хватает времени офлайн. Охотно «дружат» с брендами, интересуются промо-акциями, но не стремятся выражать свое мнение онлайн.

5. Стремящиеся. Новички в интернете, которые только создают свое личное онлайн-пространство. Чаще всего выходят в интернет с мобильных телефонов или в интернет-кафе. Пока мало существенного делают онлайн, но очень хотят делать больше.

6. Функционалы. Не стремятся в самовыражению, интернет для них — функциональный инструмент. Они пользуются электронной почтой, читают новости, получают информацию о погоде, но также совершают покупки онлайн. Социальная жизнь в интернете их не интересует, они переживают о конфиденциальности, безопасности в интернете. Это люди старше, которые используют интернет давно.

Сравнить украинское поведение с общемировой картиной можно на графике ниже:

image003

В следующем году будут новые данные и мы сможем оценить насколько быстро и каким образом меняется структура интернет пользователей в Украине.