ПОДЕЛИТЬСЯ
На сегодня в Уанете зарегистрировано 710 тысяч доменов. Из них около 70 тысяч принадлежат киберсквоттерам. Торговля «вкусными» доменными адресами приносит немалые деньги – суммы сделок по купле-продаже доменных имен доходят до нескольких сотен тысяч долларов.
ccq

Явление киберсквоттинга – общемировая проблема. Киберсквоттеры приобретают домены, созвучные названиям известных компаний с целью их последующей перепродажи. В Украине киберсквоттингом занимаются сотни людей – от любителей до профессионалов. Для одних – это дополнительный заработок к основной работе, для других же – полноценный бизнес. Одни сотнями регистрируют «никому не нужные» адреса, другие – захватывают такие популярные домены как google.ua, forbes.ua, scm.ua, naftogaz.ua (com.ua), interfax.ua и многие другие. Торговля адресами в зоне .UA – самый высокорентабельный доменный бизнес. Потратив несколько тысяч гривен за регистрацию UA домена, удачливый сквоттер может рассчитывать на прибыль, превышающую затраты в десятки раз. Иногда нерадивые сотрудники компании могут «провтыкать» очередную оплату доменов и тогда оказывается, что киберсквоттеры не спят.

Как известно, домен в зоне UA можно зарегистрировать только при наличии соответствующей торговой марки. Этими ограничения породили так называемых «элитных сквоттеров», которые, действуя в связке с патентными поверенными, захватывают UA домены через регистрацию соответствующих ТМ. В поисках информации мы связались с патентным поверенным, который занимается регистрацией торговых марок, в том числе, и для домена UA. После долгих уговоров, наш собеседник, на условиях анонимности, согласился приоткрыть завесу над сутью своего бизнеса.

— Есть два способа зарегистрировать домен в зоне UA, — рассказывает патентный поверенный. — Легальный и полулегальный. Если вас не поджимают сроки и вы не боитесь, что ваш домен зарегистрирует кто-то другой, то конечно же, проще пойти стандартным способом. Для этого нужно подать заявку в «Укрпатент», оплатить соответствующие пошлины и сборы и дождаться, пока «Укрпатентом» будет вынесено «Решение о регистрации знака». Это займет от 2 до 15 месяцев – в зависимости от размера уплаченных пошлин. После этого информация о торговой марке появится на сайте Госслужбы интеллектуальной собственности в БД «Зареєстровані в Україні знаки для товарів і послуг». После этого можно уже и отправлять заявку на регистрацию домена. Это первый способ.

Но бывают и другие случаи – когда времени на регистрацию в обрез. Например, освободился интересный домен. Или образовалась новая крупная компания, которая еще не успела зарегистрировать UA-домен. В обоих ситуациях нужно побыстрее застолбить желанный домен, чтобы в дальнейшем иметь возможность его перепродать. Но как же быть в отсутствие торговой марки? Выход тоже есть – ищем уже зарегистрированную торговую марку, созвучную по названию с тем доменом, который мы хотим получить. После этого, копируем номер ТМ и через дружественного регистратора отправляем заявку в «Хостмастер». В ХМ все заявки на регистрацию UA-доменов проверяются вручную. Но проверяют там лишь соответствие присылаемого номера ТМ базе в «Укрпатенте». Имя и фамилия владельца торговой марки никого не интересует. И в 99% случаев мы получаем положительный ответ, и становимся владельцами домена в зоне UA. После этого нам нужно «узаконить» обладание доменом, который в данный момент делегирован нам по чужой торговой марке. Для этого мы уже обычным путем подаем заявление на регистрацию ТМ, выжидаем положенный срок и перерегистрируем домен у регистратора, уже по правильным координатам.

— После всех вышеописанных действий домен на 100% легально принадлежит нам и если он созвучен по названию с крупной компанией – можно начинать с ними переговоры, — продолжает наш собеседник. — Как показывает практика – многие корпорации не горят желанием ввязываться в многолетние судебные разборки и предпочитают заплатить отступные. Так в свое время были захвачены и впоследствии проданы десятки UA-доменов.

Для борьбы с киберсквоттингом и защиты брендов Александр Ольшанский в свое время предлагал вариант с завышением цены на втором этапе раздачи кириллических доменных имен. Одним из предложений, которое рассматривалось в подготовительный период, было поднятие платы до нескольких тысяч гривен. «Тогда задача для сквоттера стала бы невыполнима», — уверяет Ольшанский. А забота о брендодержателе положительно сказалась бы на финансовом благополучии регистраторов.