ПОДЕЛИТЬСЯ
Дмитрий Шоломко
Дмитрий Шоломко, руководитель Google Украина рассказал об итогах года, новых проектах и ближайших планах сервиса.
Дмитрий Шоломко

— Оцените 2012 для Google Украина: что запомнилось наиболее всего, какие знаковые события и тенденции Вы бы отметили?

— В этом году много чего удалось сделать. Он был самым успешным для запуска новых проектов. В начале года это были проекты, связанные с картами: Street View, Навигация, потом мы запустили Картограф (Map Maker).

Ну и вот теперь — локализировали YouTube.

Кроме того, мы доработали и улучшили уже существующие сервисы. А по итогам года Chrome стал браузером номер один в Украине — это тоже для нас очень важно.

— Расскажите подробнее о штате – какие направления существуют, какие из них расширяются?

— За последний год украинский офис значительно вырос — теперь нас 18, и мы планируем продолжать расширяться. У нас вырос отдел продаж, маркетинг (сейчас там 4 человека), и растет количество людей, которые занимаются специальными проектами для Украины. Конечно же, кроме украинской команды в работе над продуктами и решениями для Украины принимает участие много людей из разных офисов, расположенных по всей планете. Например, над запуском Street View (Google Просмотр улиц) работали люди из 6 стран.

— Для рынка в целом – какие наиболее яркие тенденции, события Вы бы отметили в уходящем году?

— Я вижу, что темпы роста электронной коммерции не снижаются. Ниши немного меняются, так сильно вырос ритейл. Если год назад он ассоциировался с мобильными телефонами и компьютерами, то сейчас люди стали и автомобили покупать в Интернете. Не говоря уже об одежде и аксессуарах. А вот сервисы групповых покупок замедлили рост.

Само по себе проникновение Интернета продолжает расти неплохими темпами. Мобильный Интернет развивается еще более активно. Если год назад количество пользователей мобильного Интернета было на уровне нескольких процентов от общего количества пользователей, то в 2012 году количество активных пользователей Интернета на мобильном уже исчисляется миллионами.

Согласно исследованию, которое сделал для Google TNS, с мобильного телефона проникают в сеть уже 58% украинских пользователей Интернета в возрасте 16-59 лет. Согласитесь, это большая аудитория.

— И какие из этих тенденций перенесутся на 2013 год?

— Очень надеюсь, что все положительные тенденции, особенно рост мобильного Интернета и онлайн-ритейла, сохранятся.

— Аудитория Google в Украине: какие изменения происходят? Спрогнозируйте, как она будет меняться в 2013 году?

— Аудитория Google в Украине — это практически все пользователи украинского Интернета. По разным отчетам независимых исследовательских компаний, месячный охват украинской аудитории сервисами Google — до 90%. Думаю, что с запуском YouTube такая ситуация только упрочится.

— Рекламодатели Google в Украине: категории, тенденции?

— С точки зрения онлайн-рекламы, малый и средний бизнес растет очень сильно. Это, безусловно, тенденция уходящего года. Раньше главным драйвером роста были крупные клиенты, приходящие с инвестициями и вкладывающие в свое промо. Сейчас – рост малого и среднего бизнеса превышает рост крупных компаний в наших сервисах.

— Это по динамике. А если говорить о соотношении этих групп клиентов в денежном отношении?

— Доли клиентов – это внутренний индикатор, он ни о чем не говорит.

В случае с крупными клиентами – мы говорим не более, чем о нескольких десятках компаний. В сегменте средних и малых – счет идет на тысячу. В такой ситуации сложно соотносить, кто кого превзошел по деньгам: масштабы разные.

— Какие сервисы могут появиться для украинских пользователей в 2013 году?

— Я уже перечислили довольно внушительный список того, что мы запустили в этом году. Надеемся также радовать наших украинских пользователей и в следующем году.

— YouTube – это главный запуск для компании в Украине?

— С точки зрения улучшения качества продукта, главным запуском года стал Map Maker (Картограф), который значительно улучшил качество наших карт. Мы очень благодарны за это украинским энтузиастам Картографа, которые уже обновили или внесли на Карты Google целые города и памятные места.

С точки зрения масштаба, влияния на рынок в целом, то, пожалуй, – это, действительно, YouTube.

— Что можно сказать о «локализации бизнеса» Google? Например, Яндекс осенью также заявлял о локализации бизнеса в Украине, переводе сервисов на укр.язык и тп.

— С самого начала у Google было такое правило – сервисы существуют на государственных языках. То, что мы были первым сайтом на украинском языке — это для нас обыденность, нормальный подход и уважение к рынку.

Другое дело, что локализация — это не только перевод на национальный язык, а гораздо более сложный процесс. Процесс локализации YouTube, например, длился около года. Это было, прежде всего, согласование вопросов, связанных с использованием авторских прав.

Для сервисов карт было очень важным понимание вещей, связанных с секретностью. И процесс локализации включал в себя больше юридическую сторону.

С Android – важна технические возможности для пользования сервисом. Если нет 3G, то нечего его запускать, к сожалению. Таким образом, локализация различных продуктов связана с целым спектром сопутствующих вопросов.

Тем не менее, сегодня, из больших продуктов Google уже нет таких, которые существуют в мире, но еще не пришли в Украину. Я понимаю, что есть еще над чем работать, — над тем же мобильным контентом. Но с точки зрения массовых проектов, рассчитанных на миллионы человек, самое главное мы уже сделали.

— Концерт Вакарчука с YouTube трансляцией, концерт симфонического оркестра… Что из подобных проектов вы готовите на ближайшее время?

— Готовим парочку хороших проектов в следующем году. Теперь их будет легче делать – партнеры хорошие, YouTube официально запущен.

— Расскажите подробнее о развитии YouTube в Украине. Какие изменения произошли?

— Официальный запуск YouTube в Украине позволит украинским создателям видеоконтента эффективнее продвигать свои видеоработы, как в Украине, так и в любой другой стране, а пользователи всего мира получат, в свою очередь, более широкий доступ к контенту из Украины. Украинские компании теперь смогут использовать YouTube как рекламную платформу для достижения своей целевой аудитории. Кроме того, мы запустили партнерскую программу YouTube, которая даст возможность украинским создателям видеоконтента зарабатывать деньги на его размещении на YouTube.

До этого мы делали партнерские проекты, исходя из спортивного интереса. А теперь на них можно зарабатывать. В России за два года (локализация YouTube там произошла в 2010 году, — ред) родился целый пласт «ютубного креатива», контент стал монетизироваться, и они качество постоянно улучшают, потому что на этом зарабатывают. В Украине таланты есть, и YouTube даже без денег развивался, а теперь, когда на нем смогут еще и зарабатывать, надеюсь, изменения в лучшую сторону будут разительны.

— На чем именно удастся зарабатывать?

— Раньше мы не могли монетизировать рекламу, которую показывали в Украине. Теперь запускаем эту функцию. Открывается формат True View, который мы не могли использовать. Это, кстати, самый успешный рекламный формат в мировом YouTube.

Таким образом, в системе украинского YouTube станет больше денег, появится больше выгод для партнеров и больше возможностей развития.

— Что вы можете сказать о цифровой стороне этого вопроса: на какие рекламные объемы рассчитываете?

— Конкретных цифр я вам не могу сказать. Но мы сделали вывод – охват аудитории у YouTube больше, чем охват аудитории любого отдельно взятого ТВ-канала. До показателей охвата всей телевизионной аудитории нам еще далеко, конечно, но мы будем работать (улыбается).

— А как насчет работы с телеканалами?

— Мы уже работаем. Просто раньше не могли этого делать на коммерческой основе. Сейчас они смогут зарабатывать, и соответственно, — это «подстегнет» их к проявлению еще большего интереса.

Например, СТБ очень хорошо воспринял силу YouTube, особенно с телешоу. Ролики с них они сразу же выкладывают на YouTube, что наилучшим образом сказывается на лояльности зрителей. А теперь с этого можно будет еще и доход получать.

— А кроме СТБ, с кем еще сотрудничаете?

— Сейчас наш активный партнер вся группа StarLightMedia, телеканал 1+1. ТРК “Украина” – когда еще не было МГУ – вообще стал нашим первым медиапартнером в Украине. Большой партнер – компания Lavina Digital, они регулярно делают прямые концерты на YouTube.

Уверен, что этот список в ближайшее время значительно расширится.

— Сейчас активно развивается онлайн-ТВ, ОТТ, — не возникает ли вопросов с согласованием с вами авторских прав и т.п.?

— YouTube — формат открытый, его можно брать и интегрировать под свои сервисы. Так что мы только заинтересованы, чтобы пользователей и партнеров становилось больше.