«Главный конкурент для нас, безусловно, Google», – признает гендиректор компании «Яндекс.Украина» Сергей Петренко. Через пять лет после открытия украинского подразделения Яндекс он рапортует о трех миллионах украинских посетителей, что в 6 раз больше, чем в 2005 году. О том, сколько денег компании приносят украинцы, за счет чего растут ее доходы, а также о перспективе платных сервисов на Яндексе г-н Петренко рассказал в интервью «МедиаБизнесу».

Сергей Петренко

В СМИ легко найти информацию о доходах российского Яндекса. Украинский Яндекс публично не отчитывается о доходах. В чем причина и каков все же доход компании?

Мы не нашли способа корректно отделить доходы в Украине от доходов всего Яндекса. В интернете почти нет границ, особенно для рекламы – рекламодатель может заплатить деньги в России, а показывать рекламу жителям Украины и наоборот. Разумеется, у нас есть внутренние данные о доходах компании «Яндекс.Украина», но доходы Яндекса от украинского рынка больше. Но нам не хочется называть точную цифру, если мы знаем, что часть денег не учтена.

Какова в таком случае доля доходов компании «Яндекс.Украина» в совокупных доходах?

Украинская аудитория составляет порядка 1/10 от аудитории всего Яндекса. Но говорить о том, что эта доля точно коррелирует с доходами, нельзя.

В прошлом году Вы сообщили, что доходы в Украине выросли на 34,5% по сравнению с 2008 годом. Каковы показатели роста в 2010 году?

Это усредненная цифра, высчитанная на основе роста выручки, «открутки» рекламы и т.п. Согласно тем же показателям, в первом полугодии 2010 года мы заработали на 97% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Это ¾ от доходов за весь прошлый год.

Какие именно показатели характеризуют Ваше присутствие на рынке?

«Открутка» рекламы Яндекса с украинским таргетингом, количество денег, заработанное компанией «Яндекс.Украина», объем выручки украинских рекламодателей Яндекса, пришедших в обход украинского представительства. Таких немного, но они есть.

Что можно назвать главным фактором такого стремительного роста доходов компании в 2010 году?

Факторов много. В первую очередь, изменился рынок. 2009 год, особенно его первые месяцы, был довольно тяжелым для большинства рекламодателей – испугавшись кризиса, они перестали вкладывать деньги, в том числе и в рекламу. В 2010 все успокоились, а тем временем выросла украинская аудитория интернета. Сейчас Уанет растет такими темпами, что в обозримом будущем рост рекламных бюджетов просто не будет поспевать за увеличением количества пользователей.

О перспективах украинского интернета многие и сегодня говорят скептически. Как Вы к этому относитесь?

В Украине сегодня интернетом пользуется порядка 25% населения. Это сравнимо с аудиторией самых популярных украинских телеканалов. У отдельных интернет-порталов и сервисов масштаб чуть меньше, но все равно аудитория ощутимая. Например, только у Яндекса в Украине месячная аудитория составляет 4,5 миллиона человек.

Вы намекаете на то, что в обозримом будущем интернет убьет ТВ?

Не думаю, потому что эти два канала коммуникации построены на разных принципах. Похоже, что телевидение не сильно пострадало от интернета – более того, оно успешно использует его в качестве канала передачи сигнала.

С другой стороны, десять лет назад я подключался к кабельному телевидению и у того же провайдера купил доступ в интернет. Год назад я подключил себе интернет, а через него уже – телевидение (IPTV). Значит, в сознании что-то все таки поменялось.

Была информация о том, что баннерная реклама приносит только 15% выручки Яндексу. Остальной доход дает контекстная реклама. Соответствует ли это действительности и как распределяются доходы от рекламы в Украине?

Да, это правда. В Украине доля контекстной рекламы еще больше – соотношение контекстной и баннерной рекламы в структуре доходов украинского Яндекса составляет 88% и 12% соответственно.

Какие цели в пропорциональном распределении этих видов рекламы Вы для себя ставите?

Нас устраивает текущая ситуация. Мы делаем поиск, а он лучше всего монетизируется при помощи контекстной рекламы. Поэтому она для нас приоритетна.

Думали ли Вы о других источниках доходов, в т.ч. не связанных с рекламой?

Мы думаем обо всем, но пока не видим для себя другой перспективы. Делать нужно то, что делаешь хорошо. Мы много экспериментируем, но чтобы изменить модель доходов, необходимо было бы принципиально перестроить бизнес. Сегодня продажи сервисов и рекламы очень редко сосуществуют в рамках одной компании. Мало кому удается одинаково хорошо зарабатывать и на том, и на другом.

То есть планов предоставлять платные сервисы у Вас нет?

Нет, ведь это другая психология и другой уровень обязательств. Нас вполне устраивает наш бизнес, и мы видим, что у него пока еще довольно высокий потенциал.

Кого Вы можете назвать основными украинскими конкурентами?

Главный конкурент для нас, безусловно, Google. И у нас, и у них основной сервис – это поиск. Даже Mail.ru мы не считаем своим конкурентом, потому что его главный сервис – коммуникационный, а не поисковый. Украинские порталы пока не могут с нами соревноваться по функциональным причинам – среди украинских поисковых систем можно назвать только meta.ua, аудитория которого гораздо меньше нашей.

Председатель наблюдательного совета «УКРНЕТ» Михаил Комиссарук заявлял о том, что поисковики мигрируют в сторону интернет-порталов. По Вашему мнению, это соответствует действительности?

Вероятно, г-н Комиссарук говорил об этом, так как считает, что поиск падает. Но мы этого не видим. Использование поиска, наоборот, лишь растет. Нельзя найти что-то один раз и остановиться на этом, особенно исходя из постоянно растущих потребностей интернет-пользователей.

Насколько вообще рациональна концепция стартовой страницы, которой «вооружился» «УКРНЕТ»?

Мы не придерживаемся такой концепции. Раньше людям рассказывали, что им интересно то-то и то-то, а теперь пользователи сами говорят нам, что они хотят искать. Стартовая страница с набором разных ссылок – это подобие телеканала, который рассказывает пользователю о том, как нужно жить. Поисковик же помогает людям находить ответы на все, что они захотят, ничем не ограничивая их интересы. Такая концепция, на наш взгляд, более современна.

Как Вы оцениваете рациональность стремления «УКРНЕТ» обогнать поисковики?

Реально ли достичь этой цели – не знаю. С другой стороны, «УКРНЕТ» – давно существующая компания со своей стратегией, она демонстрирует уверенность в правильности выбранной модели бизнеса. Если у команды «УКРНЕТА» получится то, что они задумали, мы их поздравим с успехом.

Как Вы оцениваете капитализацию Яндекса?

Последняя оценка Яндекса внешними экспертами проводилась в 2009 году. Тогда она составила 1 млрд долларов. Компания «Яндекс.Украина» отдельно не оценивалась никак, потому что мы – дочерняя структура.

Вообще, отделить украинский Яндекс от всего Яндекса сложно, ведь развитием сервисов для Украины занимается не только украинская, но и российская команда сотрудников, а в симферопольском офисе делается html-верстка для всего Яндекса.

У компании есть планы выхода на IPO?

Опять же, они могут быть только у всего Яндекса, но не у «Яндекс.Украина». Если же говорить обо всем Яндексе, компания рассматривает IPO как один из вариантов своего развития.

Источник

Добавить комментарий