ПОДЕЛИТЬСЯ

Мировые IT-ги­ган­ты про­дол­жают осваивать рынок мобильной рек­ла­мы. Первые круп­ные соглашения в этой сфере начали заключать несколько лет назад. Еще в 2007-м корпорация Microsoft купила французскую Screen Tonic, интернет-подраз­де­ление медиахолдинга Time Warner — компания AOL — приобрела разработчика мобильной рекламы Third Screen Media, поисковик Yahoo! купил герман­с­кую фирму Actionality, а Nokia стала вла­дель­цем агентства Enpocket, пишет еженедельник “Контракты”.

После некоторого затишья в кризисных 2008-2009 гг. IT-компании вновь активизировались в этом направлении. В конце прошлого года Google за $750 млн купила мобильное рекламное агентство AdMob. «Google явно заинтересована в мультиплицировании своего онлайн-господ­ства, осваивая уровень мобильных операционных систем и контент, который абоненты все больше используют в своих смартфонах», — говорит Майкл Болэнд, программный директор подразделения локальных мобильных медиа исследовательской компании BIA/Kelsey. По его словам, популярность этого бренда среди пользователей и возможность рекламодателей получать весь комплекс услуг в одной компании ускорит рост затрат на мобильную рекламу в ближайшие месяцы.

Активно начался и 2010 год. Уже состоялось две сделки по приобретению агентств, специализирующихся на данном виде продвижения. Сначала Apple за $275 млн купила компанию Quattro Wire­less, затем норвежская Opera Soft­ware приобрела агентство AdMar­vel. «Мобильная реклама представляет собой интересный и перспективный источник дохода. Каждый месяц около 50 млн пользователей получают доступ в интернет с помощью мобильных технологий Opera. Вместе с Ad­Mar­vel мы рассчитываем играть важную роль в эволюции мобильной рекламы», — прокомментировал сделку глава компании Opera Software Ларс Бойлсен.

Чем дальше в сеть

По итогам 2009 года на рекламу, распространяемую посредством различных видов услуг мобильной связи (в первую очередь доступа к интернету и SMS), было потрачено $1,4 млрд, подсчитали в исследовательской компании Juniper Research. К 2014-му объем затрат на этот вид рекламы достигнет $6 млрд.

Широкая абонентская база операторов мобильной связи, относительно низкая стоимость контакта (дешевле, пожалуй, только в интернете), максимально возможная таргетированность аудитории по месту жительства, возрасту, социальному статусу, возможность выйти на недоступного телевидению, радио или прессе потребителя — основные преимущества мобильного маркетинга, привлекающие рекламодателей.

Еще один фактор, влияющий на популярность этого вида продвижения товаров и услуг, — развитие рынка самих мобильных устройств. «Сегодня в мире мобильных телефонов больше, чем телевизоров и компьютеров вместе взятых, — комментирует директор агентства мобильного маркетинга LEAD9 Назар Грынык. — Поэтому сейчас это наиболее эффективный способ прямой коммуникации с потребителем. К тому же спрос на мобильную рекламу абсолютно обоснован, учитывая выход таких интернет-дружественных телефонов, как iPhone и Google Android». Хотя в 2009 году общий объем продаж мобильных телефонов, по данным исследовательской компании IDC, упал на 5,2% — до 1,13 млрд единиц, продажи смартфонов выросли на 15,1% — до 174,2 млн штук. Их доля в общих продажах за прошлый год увеличилась до 15,4% — против 12,7% в 2008-м.

В ближайшие годы, оправившись от кризиса, потребители еще активнее начнут обновлять свои «трубки», приобретая более мощные смартфоны, прогнозируют эксперты. По данным исследовательской компании Gartner, в 2013 году мировые продажи приложений для мобильных устройств увеличатся в 8,64 раза и составят 21,6 млрд штук. Выручка от их реализации вырастет в 7 раз — до $29,5 млрд. Такие дополнительные сервисы, доступные в новейших смартфонах, — хорошая платформа для продвижения товаров и услуг. В 2010-м реклама в бесплатных приложениях принесет доход в размере $600 млн.

Мобилизация по-украински

«Возьмите в руки iPhone и начните снимать видео — вы увидите много интересного сбоку слева на экране. Интересного и полезного именно вам именно в этот момент. Будете играть в онлайн-игру и заметите в ней огромное движение, которое захватывает и уносит вас в разных направлениях», — так, по словам директора по стратегическому планированию РА Tabasco Андрея Ягодзинского, сегодня выглядят эффективные рекламные технологии в мобильном пространстве.

В Украине мобильный маркетинг гораздо прозаичнее. «Праздничные скидки на эпиляцию и ботокс к 8 Марта!», «Сними со счета 250 грн — получи взамен 750 грн!», «Собери три обертки — получи квартиру!» или еще более загадочное: «Хочешь знать, где находятся друзья? — Отправь SMS на номер…». «Немудрено, что рядового пользователя очень раздражает навязчивая реклама в виде постоянного спама, — комментирует директор агентства цифрового маркетинга Prodigi Оксана Завойко. — Мастерство коммуникации в среде one-to-one состоит в изучении интересов покупателя и формулировки предложения, от которого он не сможет отказаться. Ценность имеет не обезличенный мобильный номер сам по себе, а контакт потенциального клиента».

Украинские мобильные операторы уже начали сотрудничество с агентствами, специализирующимися на мобильной рекламе. К примеру, с прошлого года компании «МТС-Украина» и «Киевстар» работают с международным агентством мобильного маркетинга Out There Media, которое в результате сотрудничества с ведущими операторами страны имеет доступ к 40 млн мобильных устройств в Украине. Однако пока, по оценкам участников рынка, в отечественной мобильной рекламе преобладают текстовые рассылки «всем подряд» — рекламодатели больше заботятся о количестве получателей, а не об их качестве. Неудивительно, что, по словам некоторых мобильных операторов, доходы от этой услуги выросли за прошедший год в два-три раза.

На втором месте по популярности реклама в Java-прило­жениях, еще реже используют рекламу в QR-кодах (двухмерный штрихкод с закодированной информацией, расшифровать которую можно, сфотографировав картинку на камеру мобильного телефона), а также реклама внутри игр. Но пока это отдельные эксперименты.

Однако рекламисты настроены оптимистично. «Пока у нас больше распространена текстовая и простая графическая реклама, — отмечает Назар Грынык, говоря о мобильных интернет-технологиях. — На Западе в результате широкого распространения смартфонов больший процент приходится на полноценную мультимедийную рекламу. Через несколько лет мы уже практически не увидим разницы между технологиями классической и мобильной интернет-рекламы. Ведь телефоны становятся все более мощными». По данным Unitrade Group, на фоне падения общих продаж мобильных терминалов в 2009-м на 45% доля смартфонов выросла до 11% с 10% в 2008-м. Аналитики компании прогнозируют, что к концу этого года показатель увеличится до 12%.

Растет в Украине и число пользователей мобильным интернетом. По словам Назара Грыныка, сегодня с помощью мобильных устройств доступ в сеть получают около 7 млн абонентов, классическими видами подключений пользуются 8 млн пользователей. «Украинский рынок мобильной рекламы в сети едва достиг $0,5 млн, в то время как вложения в традиционную интернет-рекламу оцениваются в $18-20 млн. Но я прогнозирую, что в 2010 году рынок мобильной рекламы вырастет в несколько раз. Тем более что пользователи мобильного и классического интернета пересекаются на 25-30%», — отметил эксперт.

По мнению Андрея Ягодзинского, перспективы мобильной рекламы в Украине даже больше, чем в развитых странах. «Украина очень продвинута в технологиях и при этом не была избалована офлайновым спамом за последние 50 лет, — объясняет он. — Наши люди умны и любопытны, социальны и амбициозны. Но стандартные решения проходят лишь до трех раз. Поэтому успех будет на стороне тех агентств, кто придумает новое и интересное, а торговая удача — на стороне тех клиентов, которые не побоятся стать гибкими и поверить профессионалам».

Ксения ПОРТНАЯ