ПОДЕЛИТЬСЯ

Разброс цен, предлагаемых интернет-сайтами, приводит в замешательство тех, кто привык к стандартным ярлыкам, характерным для обычного мира из стекла и бетона. Ниже рассмотрены наиболее распространенные модели ценообразования в сфере электронной коммерции и приведены примеры соответствующих сайтов.

Аукцион:

Это наиболее популярный способ ухода от фиксированных цен. Онлайновые аукционы работают примерно так же, как и настоящие: продавцы выставляют предмет на продажу, а потенциальные покупатели назначают свою цену. Товар продается по самой высокой предложенной цене. Разница заключается в том, что онлайновые аукционы обычно ограничены во времени, так что заявки можно делать лишь до некоторого заранее оговоренного момента. Разновидностью аукциона служит аукцион с отправной ценой, когда продавец устанавливает минимальную допустимую цену. Иногда эта цена объявляется, а иногда — нет. Если не поступило ни одной заявки, превышающей отправную цену, товар снимается с торгов.

Аукционы настолько популярны, что присутствуют почти на каждом крупном веб-сайте, включая ZDNet. «Дедушкой» онлайновых аукционов считается сайт eBay, на котором есть все: от антиквариата до игрушек. В числе других интересных мест можно назвать страницы аукционов на крупнейшем сайте электронной коммерции Amazon Auctions и на крупнейшем портале Yahoo! Auctions. Есть еще десятки специальных сайтов, специализирующихся на одной-двух категориях товаров, таких как компьютерное оборудование или бейсбольные карточки.

«Немецкие» аукционы:

«Немецкие» аукционы обычно используются, когда у продавца много одинаковых предметов. Победителями могут стать несколько человек, и покупать можно больше одного предмета. Все победители платят минимальную из выигравших ставок. Среди продавцов победителем становится тот, кто назначил самую низкую цену на самое большое количество предметов.

«Аукционы наоборот»:

В таких аукционах весь процесс поставлен с ног на голову. Покупатель называет предметы, которые он желает приобрести, а продавцы соревнуются за то, чтобы выполнить заказ. Во многих случаях покупатель бывает обязан выкупить товар у победителя аукциона. Иногда покупатели имеют возможность заранее устанавливать цену, которую они готовы заплатить, и, если ни один продавец не откликнется, сделка отменяется. Такую модель предлагает Priceline.com, один из первых сайтов «аукционов наоборот». Особенность этого подхода в том, что у покупателя свобода выбора ограничена, например, он может заранее оговорить цену, которую готов заплатить за авиабилет, но должен отказаться от возможности выбирать время вылета.

Сайт Priceline первым реализовал идею «аукционов наоборот», позволив потребителям назначать собственные цены на авиабилеты. С тех пор в список предметов, которые можно оценивать в онлайне, компания добавила еще гостиничные номера, аренду автомобилей, недвижимость и даже бакалейные товары. Идею подхватили другие сайты. Служба путешествий Microsoft Expedia тоже разрешит заказчикам устанавливать собственные цены на гостиничные номера (правда, Priceline подала на Microsoft в суд за нарушение патента). А eCollegeBid.org даже позволит студентам самим устанавливать плату за обучение и ждать, пока какой-нибудь колледж согласится на нее. Imandi.com помогает заказчикам подбирать таким образом местных и общенациональных торговых партнеров. А NexTag.com предлагает тем, кто любит поторговаться, поучаствовать в онлайновых переговорах с продавцами компьютерного оборудования, ПО и электронной аппаратуры.

Коллективные покупки:

Этот метод предоставляет покупателям возможность объединяться, чтобы получить более выгодную цену в результате оптовых скидок. Идея заключается в том, что чем больше товара продано, тем дешевле обойдется каждый отдельный экземпляр. В некоторых случаях сайты договариваются о ценах с продавцом исходя из числа записавшихся покупателей. Другие сайты сначала предоставляют информацию о количестве потенциальных покупателей продавцам, после чего те назначают цену. На этот рынок вышло несколько фирм, включая Mercata и Accompany. На сайте Shop2gether.com, нацеленном на малые предприятия, реализуются такие товары, как офисная мебель и расходуемые материалы. Сайты этого типа обычно позволяют покупателям самим предлагать виды товаров, которые они хотели бы видеть на электронных прилавках.